Панки
Происхождение названия: Происхождение термина «панк» не вполне ясно: обычно считается, что он происходит от англ. «punk» — никчемный, гнилой, на американском сленге — плохой; можно добавить, что в XVI-XVII вв. так называли людей «дна» — проституток, люмпенов и пр.

Описание субкультуры: Шокирующий имидж: экзотические прически, раскрашенные в разные цвета волосы и лица, собачьи ошейники и цепочки от унитазов на шеях, булавки (вообще любовь панков к английским булавкам чрезвычайно велика, они их вставляют повсюду — в куртки, майки, джинсы и даже в уши) и другие мелкие металлические предметы, носимые как серьги, стоптанные башмаки, либо высокие армейские ботинки, разодранные в клочья джинсы.

Стандартной панковской прической считается «ирокез» — полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженой голове, но распространены также бритье полголовы с длинными волосами на другой половине и даже просто выбритые виски при длинных волосах. Основоположником панк-движения считается английская группа «Sex pistols». Кроме нее в почете «Ramones» и «Dead Kenedies». В средине 1980-х гг. появилась группа «Exploited», которая играла жесткий панк, ставший самостоятельным музыкальным стилем. В России яркими представителями панк-стиля являются сибирские коллективы (самый известный «Гражданская оборона» или «Гр.Об.»). Если говорить о языке панков, то следует отметить характерность употребления слов из воровского жаргона («маза», «хавать», «лабать», «ништяк») и маргинальное употребление нормативных — «умных» слов («параллельно» в значении «все равно», «сугубо» в значении «безразлично» и т. п.).

Мироощущение панков охарактеризовал Э. Берджесс: «Я дешевка, я отвратителен и отвергнут обществом, но, черт возьми, я горжусь всем этим».

История возникновения: В конце 1976 года в поле зрения исследователей через средства массовой информации Запада попала новая молодежная субкультура — панки. Идеология панков — тотальный анархический протест против общества. Социальные корни его ясны: панки появились в эпоху экономической депрессии в Великобритании в 70-е гг. ХХ века, и, будучи в большинстве своем молодыми людьми из очереди за пособием по безработице, отразили настроение низших слоев общества: «…панки не просто непосредственно откликнулись на увеличивающуюся безработицу, изменение моральных стандартов, новое открытие нищеты, депрессию и т. д., они драматизировали то, что позже названо „упадком Британии“, путем конструирования языка… панки овладели риторикой кризиса… Резонно, что панки должны были подать себя в качестве „дегенератов“, как символ широко освещаемого упадка, точно репрезентирующий атрофированное состояние Великобритании».

Появившись в период усиления социальных неурядиц, панки возвратили в музыку ноту социально-политического протеста. Их протест был всеобъемлющ: долой семью, работу, систему образования, религию, монархию. Панк-стиль пересек Ла-Манш и появился в других странах Западной Европы. Там он несколько утратил свою агрессивность: французские панки одеты в те же потрепанные штаны и перепачканную краской и жиром куртку, что и британские, но их обличию недостает разрушительного и в то же время созидательного безумства. Французский панк приобщен к стилю обязательной для панка английской булавкой, воткнутой в мочку уха или просто болтающейся на веревочке вокруг шеи.

В середине 1980-х гг. панковскую субкультуру постиг кризис: «Теперь панки не в моде, мы не используем их даже как модели» (это высказывание относится к весне 1984 года). Панк-стиль и панк-рок не умерли и в 1980-90 годы: отбросив многое из экстравагантной атрибутики, они стали аскетичней и суровей. Но по-прежнему панк — это жестокость и резкость как в выразительных средствах, так и в содержании, соединенные с некоторой небрежностью, вернее, подчеркнутым нежеланием украшательства.

Субкультура в России. Субкультура отечественных панков дает любопытный материал для сравнения музыкальных молодежных субкультур Запада и России. Первое упоминание о панках в центральной прессе приходится на лето 1984 года. Распространена в панковской среде наркомания, что отличает отечественных панков от западных: кредо последних — «упиться насмерть» пивом или вином, но не употреблять наркотики. Отечественные панки, стремясь к усилению эффекта отрешенности и к наибольшему психосоматическому потрясению, употребляют одновременно различные препараты: жидкие и твердые наркотики, папироса, набитая «травкой», и все это запивается дешевым крепленым вином. Но подобный образ жизни характерен, однако, отнюдь не для всех панков.

Любимым местом встреч в 1990-х гг. в Москве являлась Пушкинская площадь, рок-магазин «Давай-давай», Гоголевский бульвар, ДК им. Горбунова — знаменитая «Горбушка».