КИНО"
(Санкт-Петербург)
"Кино" рождалось долго - осенью 1981 года на обломках давно забытых команд "Пилигрим", "Абзац" и "Палата номер 6" вначале появилось трио "Гарин и гиперболоиды". Пару месяцев спустя состав его сократился до дуэта, а
название наконец обратилось в "Кино". В ту пору за этой вывеской скрывался дуэт: Виктор Цой и Алексей Рыбин.
Ребята вступили в рок-клуб, весной следующего года дебютировали на его сцене. При деятельном участии музыкантов "Зоопарка" и "Аквариума" записали альбом, по суммарному времени звучания получивший название "45". Пару раз съездили на акустические "квар-тирники" в Москву. Потом вдруг исчезли на-целый год. В 1983 году выступили еще раз - впятером и неожиданно распались.
И все же в мае 1984 года "Кино" появилось вновь. Виктор Цой (гитара, вокал), Юрий Каспарян (гитара), Александр Титов (бас) и Георгий (Густав) Гурьянов (ударные) за пару месяцев отрепетировали новую программу и "темной лошадкой" вышли на сцену Второго Ленинградского рок-фестиваля. Но - произвели настоящую сенсацию, став одним из главных открытий этого смотра творческих сил рок-движения. Звание лауреатов рок-клуба "Кино" подтверждало еще дважды - в 1985 и 1987 годах. Осенью 1984 года Титов, который одновременно играл еще и в "Аквариуме", предпочел Цою Гребенщикова, и на басу стал играть Игорь Тихомиров. С тех пор, если не считать эпизодического появления разнообразных гитаристов, клавишников и перкуссионистов, состав "Кино" оставался неизменным до последнего дня.
Песни "Кино" привлекали внимание слушателей обилием свежих мелодических решений, а отличная ансамблевая игра позволяла говорить о ней как о настоящем образце рок-группы. В песнях Виктора Цоя - а именно он являлся автором практически всего репертуара "Кино" - романтически возвышенные образы смешиваются с сугубо реалистическими бытовыми зарисовками с натуры, отражая внутренний мир молодого человека 80-х. В песнях находят место и добрый юмор, а иногда и едкая ирония, которая вообще характерна для поэтического языка Цоя. В более поздних работах заметно "повзросление" лирического героя, отход от бытописания жизни дворов и подворотен в сторону более серьезных проблем. В текстах
появились призывы к определению активной позиции, нравственные поиски своего места в жизни.
Если до 1987 года "Кино" знают в основном поклонники рока в Москве, Питере, Таллине, Свердловске и других "рокерских" городах, то после альбома "Группа крови" всю страну (тогда еще СССР!) охватывает волна "киномании". И хотя "Кино" не показывает телевидение, рискуя своим рабочим местом, ведущие радиопрограмм тайком от начальства ставят их в эфир, а молодежная пресса начинает взахлеб писать о Цое со товарищи. Самое удивительное, что диск делался долго, во время работы над ним группа была на грани распада и только благодаря воле и характеру закончила все-таки работу в студии. Причем в "Группу крови" вошли как песни новой программы, так и прежде не записывавшиеся номера 1986 года. Интересно, что Цой решил не включать в альбом песню "Мы ждем перемен", которая прозвучала в фильме "Асса" и чтилась поклонниками как новый молодежный гимн. Однако Виктор решил, дабы никто не счел, не дай бог, песню конъюнктурной или политической, в альбомы ее не включать. И "Мы ждем перемен" выходила только на диске "Последний герой" - сборнике, издававшемся во Франции. Кстати, партии клавишных на "Группе крови" исполнил сессионный музыкант Андрей Сигле, позднее ставший известным композитором (в частности, автором музыки для модного телесериала 1998-1999 годов-"Менты").
С 1988 года "Кино" много выступает, в том числе - за рубежом (Дания, Франция, Италия). Виктор Цой проявляет себя и как талантливый киноактер ("Асса", "Игла").
В 1989 году Цой перебирается жить и в Москву, обитая как бы между двумя городами. Группа очень много гастролирует по России и пользуется феноменальной культовой популярностью. Ее менеджментом занимается теперь Юрий Айзеншпис. В августе 1990 года Цой вместе с Каспаряном отдыхают в Прибалтике. Виктор записывает на порт-студию новые песни. Поет он их под гитару и надеется, вернувшись домой, за-
писать их с группой. Но рано утром 15 августа 1990 года Виктор трагически гибнет в автокатастрофе. Остальные музыканты в студии во Франции делают ансамблевую аранжировку, накладывают на уцелевшие на пленке песни Цоя (голос под акустическую гитару) гитары, клавиши, барабаны.
Диск выходит в январе 1991 года, называется просто "Кино", но в народе именуется как "черный" (именно такого цвета его обложка). В дальнейшем Гурьянов посвящает себя живописи, Тихомиров приходит работать в группу "ДДТ", а Каспарян, на время удалившись от музыки, неожиданно в 1995 году начинает экспериментировать в жанрах амбиент, эйсид-джаз. Год спустя Юрий объединяется с Вячеславом Бутусовым в совместный проект и записывает с ним альбом постмодернистских и стебных песен "Незаконнорожденный". Диск выходит летом 1997 года на фирме "РДМ". С 1997 года на сцену возвращается и Алексей Рыбин. Он делает компьютерные обработки первых хитов "Кино", из которых ему особенно удается "Электричка". Даже выпускает из них диск на фирме "Альба Рекордз". Дальше -больше! В 1999 году Рь.'бин объединяется с Каспаряном, которому уже надоело экспериментировать и захотелось реального стабильного дела. А самым стабильным и для Алексея, и для Юры всегда было "Кино". Вот они и начали снова играть ранние песни группы. А затем пригласили петь их пеЕца из Грозного Бек Барахоева, котор1 ;й поет "один в один" Виктор Цой. РеС.-гз дали несколько концертов с песням:* группы "Кино". Но это была разовая акция Бек Барахо-ев продолжает выступать на большой сцене с собственным репертуаром и с собственной группой "Бекхан". В 1999 году "Мороз Рекордз" переиздает лучшие песни "Кино" на двух сборниках. А в октябре приходит неожиданная весть: Каспарян, Гурьянов, Тихомиров, Рыбин и Барахоев, при протекции вдовы Виктора Марианны Цой, восстанавливают "Кино" ради того, чтобы записать редкие или никогда еще не издававшиеся песни Виктора. Однако исполнение этого проекта на какое-то время приходится отложить.
Уже в 2000 году лучшие музыканты современной рок-музыки - Земфира, "Мумий Тролль", "Танцы минус", другие - записывают диск, на котором исполняют песни группы "Кино". А Александр (Рикошет) Аксенов после записи компьютерных версий "Алисы" - альбома "Геополитика" делает теперь компьютерные ремиксы на песни Цоя. Причем все это происходит с разрешения Марианны Цой, которая сама (и за немалую сумму) выкупила на французской фирме оставшиеся дубли "Кино", не вошедшие в альбом "Последний герой", и благословила Рикошета на данный труд. В итоге легендарные песни были безумно за-компьютеризованы, лишились практически всех своих мощных гитарных риффов и были нещадно "запопсованы" под удовольствия кислотных дискотек. От самого "Кино" в альбоме осталось чрезвычайно мало, и те песни, что в итоге оказались представлены на диске "Печаль" (вот уж поистине точное название!), конечно, вполне могли оказаться в репертуаре Алены Иванцовой или Грува, но никак уж не Виктора Цоя. Хотя самой Марианне работа в принципе понравилась (это и понятно - без ее ведома диск выйти бы и не смог!), да и продавалась "Печаль" неплохо, многие поклонники "Кино" были откровенно обижены и разочарованы.